Словарь флориста (фитодизайнера) и свитфлориста

Акцент – Подчеркивание чего-либо. Акцент обычно образуется небольшим количеством материала относительно всей работы и может быть создан формой или цветом.



Акцент цветовой – контрастное противопоставление небольшого количества какого-либо цвета большему количеству другого цвета для придания работе особой выразительности. В качестве примера можно привести букет, который на 95% собран из желтых и зеленых листьев, а акцент составляет всего 5% - например, какой-нибудь синий элемент, который выглядит в букете цветовой точкой. Если эти цвета взять в одинаковых количествах, то акцент не получится. Рассеивать акцентирующий цвет тоже не следует, так как в этом случае акцент теряется. Форма небольшого цветового акцента может быть самой разной, например, линия, круг или любая другая.




Акцент фактурный (структурный) – акцент, сделанный с помощью фактуры или структуры поверхности. Например, если немного материала с бархатистой фактурой поставить вместе с большим количеством материала с металлической фактурой, то бархатистая фактура создаст акцент. При этом цвет играет подчиненную роль.


Акцент формой - контрастное противопоставление небольшого количества какой-либо формы материала большему количеству другой формы. Например, такой акцент создает круглый элемент в композиции, собранной только из строгого прямого материала и т.п.


Ассиметрия – порядок расстановки (свободный порядок).Если элементы по обе стороны оси неодинаковы, то говорят об ассиметричной расстановке. Она выглядит свободно и естественно. Если работа выполнена свободной расстановкой, то она должна состоять, по крайней мере, из двух неравных частей, но чаще всего расставляют три. Различают главную группу, противоположную и соседнюю. Главная группа – самая большая, при ассиметричной расстановке ее никогда не ставят в центре, а сдвигают вправо или влево, вперед или назад. Противоположную группу, вторую по величине, ставят дальше от главной. Самая маленькая, соседняя, группа находится ближе к главной и поддерживает ее. Ассиметричная расстановка должна быть оптически уравновешена. Если главная группа находится слева от геометрического центра, то противоположную группу ставят дальше от него – по принципу рычага. Чем меньше по сравнению с главной группой противоположная, тем дальше ее ставят. Соседнюю группу располагают слева от главной. При этом три ее части должны соотноситься друг с другом. Флорист создает ассиметричные работы не с помощью точных расчетов и правил, а интуитивно, стараясь придать работам естественный вид. Ведь ассиметрия соответствует природе растительного материала и выглядит легко и подвижно. Ассиметричную расстановку выполняют, когда нужно подчеркнуть радостный или веселый повод создания композиции. К ней часть обращаются при работе в форма-линейном или вегетативном стилях. Светлые и светящиеся краски усиливают выразительность ассиметричных работ.


Ахроматические цвета – черный и белый и все оттенки серого между ними.


Базис – основание или исходный пункт флористической работы.


Букет – связанные цветы.


Букет бидермейер – замкнутый по контуру плотный букет, в котором материал собран концентрическими кругами.


Букет декоративного стиля – букет с плотным заполнением, замкнутый или незамкнутый по контуру.


Букет для невесты – специальное флористическое украшение для невесты в виде букета.


Букет форма-линейного стиля – в основе создания такого букета лежит контраст форм и линий.


Вегетативный букет – связанная флористическая работа преимущественно из срезанных цветов и зелени. Особое внимание уделяю индивидуальным особенностям растений, их форме роста, среде обитания и принадлежности к растительному сообществу.


Вегетативный стиль – стиль флористики. Работы в этом стиле выглядят естественно.


Венок – форм-работа в виде круга с символическим значением: траурный венок; венок победителя; настольный венок; венок для украшения интерьера; предрождественский венок (венок адвента); венок для праздника урожая; пасхальный венок; головной венок.


Главные цвета – желтый – красный – синий – зеленый. Главные цвета состоят из трех основных и одного смешанного цвета (зеленого).


Декоративный стиль – стиль флористики. В этом стиле главное для флориста – не выявлять особенности каждого растения, а подчинить их идее создания нового выразительного целого, когда растения, отчасти потеряв свою индивидуальность, выглядят по-новому. Главная особенность декоративного стиля – плотное заполнение, то есть большое количество растений, близко расположенных друг к другу. При создании декоративной работы флорист должен знать, что результат его творчества, прежде всего, зависит от формы и цвета выбранных растений.


Декорировать – украшать, оформлять.


Доминанта – важнейшая составная часть чего-либо.


Дополнительные цвета – цвета, лежащие в цветовом круге друг против друга. Например, красный и зеленый (противоположные цвета).


Законы композиции – общие и специальные знания о построении композиции и о цветоведении.
«Золотое сечение» - деление отрезка на неравные части, например, в соотношении 3:5:8 или 1:1,6


Исторический стиль – особенности искусства какой-либо эпохи или культуры.


Композиция из горшечных растений – флористическая работа, которая состоит преимущественно из горшечных растений, посаженных в кашпо, горшки или вазы.


Корсаж (бутоньерка) – маленькое флористическое украшение (головное украшение, украшение на платье и т.д.)


Материал (нерастительный) – основной и вспомогательный материалы нерастительного характера, например, проволока, лента, бусинки и т.д.


Оазис (флористическая губка, флористический пенопласт, пиафлор) – искусственный пористый материал с капиллярными свойствами, хорошо впитывающий и долго удерживающий влагу. В оазис вставляются стебли цветов при изготовлении флористической композиции Основные функции оазиса – надежно держать цветы и удерживать влагу для того, чтобы цветы дольше сохраняли свежесть.


Параллельный букет – флористическая связанная работа из срезанных цветов и зелени. Большая часть растительного материала ставится параллельно. В отличие от других букетов связка (она может быть не одна) играет и декоративную роль.


Параллельный стиль – стиль флористики.


Плотные формы – плотные наполненные формы растений среднего значения. Например, махровый пион.


Портбукетница – несложная техническая конструкция, в которой размещается губка-"оазис", пропитанная водой или специальным раствором. Портбукетница позволяет дольше сохранять цветы свежими, удерживать их в заданном положении. Пластмассовая ручка портбукетницы заменяет цветочные стебли. Чаще всего используется для изготовления букета невесты.


Порядок – определенное расположение элементов как исходный принцип построения.


Пропорции – соотношение размеров и количества. Во флористике существуют одинаковые (равные) и неравные соотношения. Например, 50:50 или 30:50 («золотое сечение»).


Расстановка – определенный принцип, по которому строится порядок.

1. Строгий порядок – симметрия

2. Свободный порядок – ассиметрия


Растения доминирующих форм – доминанты – растения большого значения, например, эремурус.


Растения массовых форм – растения, которые проявляют свои лучшие декоративные формы, будучи собранными не отдельно, а массой, например, мох. Формы малого значения.


Растительный материал – все растения и части растений, например, листья, цветы, стебли.


Ряды – во флористике различают простые и ритмические ряды. Их выполняют следующими друг за другом одинаковыми или неодинаковыми элементами, повторяющимися в определенном ритме.


Свободный порядок – порядок расстановки (ассиметрия).


Свойства материала – характер материала с точки зрения его фактуры и структуры. Например, стекло прозрачно, а керамика непрозрачна.


Связующие цвета – цвета, которые оптически связывают между собой другие цвета, - зеленый и коричневый, а также белый и серый.


Спиральный букет – цветы при сборке такого букета ставятся по спирали вокруг центрального прямостоящего элемента.


Стиль флористики –

1. Декоративный стиль.

2. Вегетативный стиль.

3. Форма-линейный стиль

4. Параллельный стиль

Кроме того, во флористике применяют большое количество их вариантов. Возможна и другая классификация работ (по способу создания).

Композиции с одной точкой роста (радиальные):

а) декоративные,

б) форма-линейные,

в) вегетативные

г) свободные

Композиции с несколькими точками роста (параллельные):

а) декоративные

б) графические

в) вегетативные

г) свободные (или объекты)


Структура поверхности (фактура) – впечатление, которое производит поверхность растительного или нерастительного материала. Свойства поверхности влияют и на ее цвет. Использую материал одинаковых структур можно добиться в композиции гармонии элементов, а из разных – контраста, напряжения.


Структурный букет – как правило, выполняется в декоративном стиле. Букет собирают так, чтобы на его поверхности получились разные по высоте и размерам площадки в виде пятен, линий и т.д. Главное, что подчеркивается в материале, - это структуры и фактуры поверхностей. Из групп растительных элементов могут создаваться новые фактуры и структуры.


Ступенчатость – пространственное распределение одинаковых форм при разной их постановке по высоте и глубине работы.


Теория флористики – систематизированное представление основных законов и понятий флористики, таких, например, как порядок расстановки, стиль и т.д.


Техника – способы обработки и работы с растительными материалами.


Форма-линейный – стиль флористики. При работе в форма-линейном стиле флористу важно добиться сильного напряжения комбинаций форм и линий, а количество используемого материала надо свести к минимуму. В форма-линейной композиции формой могут быть не только шар, куб и другие геометрические тела, но и плоскость листа. Для форма-линейного стиля характерна ассиметричная расстановка, но в некоторых случаях допустима и симметрия. При создании композиции особое внимание стоит обратить на внешний вид растений, их особенности.


Формация – большое количество одинаковых частей, собранных вместе, например, 50 лиатрисов, поставленных параллельно.


Форм-работа – одна из подформ декоративного стиля. Обычно это традиционные работы – венок. Гирлянда, букет бидермейер.


Фриз – плоская работа в форме полосы или ленты, обычно с вертикальным орнаментом или каким-либо фигурным рисунком. Фриз применяют для деления или украшения стены.


Цвет – свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения.


Цвета 1-го порядка – первичные, или основные, цвета. Желтый – красный - синий. Это чистые, несмешанные цвета.


Цвета 2-го порядка – вторичные цвета. Смешанные цвета, полученные смешиванием равных частей (по 50%) двух основных цветов. Оранжевый – фиолетовый - зеленый. Например, 50% желтого и 50% красного дают оранжевый цвет.


Цвета 3-го порядка – смешанные цвета, полученные смешиванием равных частей (по 50%) основного цвета и цвета 2-го порядка. Например, 50% желтого и 50% оранжевого дают желто-оранжевый цвет. Так же получают и другие цвета 3-го порядка: красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый.


Цветовая гармония – цветовую гармонию создают разные цвета, близко или далеко отстоящие друг от друга в центровом круге и взятые в определенных количественных соотношениях.


Цветоведение – систематизированное представление о цвете. Например. Цветовой круг, цветовая звезда, гармония цвета.


Цветовая звезда – звезда, построенная на основе цветового круга и созданная при смешении его цветов с цветами ахроматического ряда – белыми и черными, то есть при осветлении и затемнении цвета.


Цветовой контраст – различные цвета или различные отенки одного цвета, противопоставленные друг другу.


Цветовой круг – систематизированное представление цветов в форме круга. Исходными являются три основных или четыре главных цвета.
Центробежная сила – если тело венка слишком тонкое, то в венке появляется движение наружу, из круга.


Эскиз - предварительное изображение, набросок



по материалам книги Петера Асманна «Современная флористика»

Оставить комментарий

Комментарии: 1
  • #1

    Наталья (Пятница, 02 Январь 2015)

    Спасибо, термины тоже изучила в познавательных целях.